Денис Базин: Как понять, в какой проект компании лучше инвестировать деньги?
Денис Базин |
Если компания быстро растет, то в какой-то момент Вы можете столкнуться с большим числом проектов, которые нужно запустить в работу. И если для крупных инвестиционных проектов, как правило, разрабатываются детальные бизнес-планы, то для проектов организационных, ИТ и небольших мероприятий никакая инвестиционная оценка обычно не делается.
Решения о старте проектов принимаются интуитивно и импульсивно. В итоге в какой-то момент этих проектов становится так много, что компания перестает с ними справляться. Начинаются ресурсные конфликты, проекты затягиваются, становятся бесконечными и т.д. При этом если появляется новый, действительно интересный проект, то оказывается, что его просто уже некому делать!
Пишу в первую очередь про нас самих, т.к. за последний год мы в #Адванта стартовали около 20 проектов, в которых сделана хорошая проработка на уровне Устава, но, к сожалению, никак не проработана тема расчета срока окупаемости и возврата инвестиций. А сейчас думаем, где найти ресурсы чтобы запустить еще 10 :)
Вывод - чтобы обоснованно принимать решения о старте проекта, необходима система. Вам нужно создать внутреннюю методику экспресс-оценки, которая будет универсально использоваться для разных типов проектов и не потребует значительных усилий для использования.
В январе мы разработали в Екселе упрощенную модель экспресс-оценки проектов развития по 7 параметрам:
- длительность проекта (мес)
- число сотрудников на проекте
- их средний процент загрузки
- с какого месяца проект начнет создавать прибыль?
- средний размер прибыли в месяц
- сколько месяцев будет генерироваться прибыль?
- сумма внешних затрат.
Эта модель позволяет посчитать ключевые показатели для сравнения этих проектов, а именно ROI и срок окупаемости, что в условиях ограниченности инвестиционного капитала для нас является очень важным.
Пожив с этим четыре месяца, пришли к выводу, что модель в Екселе это хорошо, но для жизни показатели должны быть в общей информационной системе. А процедуру оценки нужно явно зашить в процесс запуска проекта с фиксацией этих показателей в базовом плане.
Что с успехом удалось сделать на базе Адванты.
Зачем? Затем, что все это нужно впоследствии сравнивать с фактом. С учетом того, что в наших проектах основная составляющая затрат это ФОТ, критично важно его учитывать в фактической стоимости
И вот тут могут прийти на помощь автоматические формы сбора факта. Когда Адванта раз в две недели запрашивает у РП отчет о статусе проекта, в этой же форме можно запрашивать число сотрудников на проекте и реальный % их загрузки. Что дает возможность вполне приемлемо для приближенной оценки рассчитать внутренние затраты на проект. Причем с минимальными трудозатратами на отчетность и без заполнения табелей учета времени.
Что планирую сделать дальше? Внедрить в регулярную практику план/факт анализ затрат, а также оценку фактической окупаемости проекта.
Некоторые из перечисленных идей мы заложили в новой типовой конфигурации Адванты для Проектного офиса.