Марианна Крель: «Люблю переводить с языка одних миров на языки других»
Можно научиться бегать и плавать без тренера. Рисовать, играть на гитаре — без учителя. Но лучше, начиная новое, положиться на профессионала, который подскажет, как добиться результата, избежав лишних затрат, а то и травм. Однако перед тем, как довериться наставнику, не лишним будет узнать: а кто он такой и как таким стал? Своей личной историей поделилась руководитель направления процессных изменений «АЭМ Технологии», консультант-коуч и тренер Марианна Крель.
— Ваше образование связано с компьютерными технологиями. Это же техническое образование, верно? Как вы пришли к темам изучения людей, мотивации, психологии?
— Верно. Образование техническое. Но вся предыдущая моя жизнь до ВУЗа была гуманитарной и очень связанной с людьми. Я с отличием закончила гуманитарную гимназию, к первому курсу свободно говорила на четырех языках. И, видимо, именно эта мультиязычность определила мой дальнейший выбор пути. Когда знаешь два языка, то будто бы одновременно понимаешь два мира, можешь найти сопоставление образов, понятий и смыслов одного мира в другом. А когда языков больше, то и миров, в которых ты можешь быть одновременно, больше. Кроме того, я переводчик-синхронист. Мне всегда нравились сложные переводы, например с английского на французский, а не просто на свой родной русский язык. Задача переводчика — пропустить через себя поток с каждой стороны переговоров в итоге сделать так, чтобы все друг друга поняли максимально точно. Для этого мало знать язык. Нужна психология, понимание смыслов, знание особенностей восприятия в общении.
— То есть именно от знания языков вы пришли к психологии общения, коммуникации?
— Язык — это способ общения, в некотором смысле это элемент технический, проявляющийся во всей красе в зависимости от того, в чьих руках или устах он находится. Кто-то косноязычен, как Эллочка-Людоедка, а кто-то переводит Шекспира. Язык при этом тот же. А психология — это такой же инструмент в общении с людьми, как язык, зрение, слух. Никто ж не спрашивает «как вы пришли к тому, чтобы видеть людей»? Мы считаем это естественным и просто делаем это. Психология — это наука о том, как интерпретировать то, что говорят органы чувств. Мотивация применительно к человеку — это природная любознательность, стремление изучить мир, невзирая на препятствия или то, что с первого раза не получается. Когда человек ничего не хочет, то это значит, что запрет дает ему большую пользу, чем выполнение желания. Вопрос, как человек этому научился — хороший и полезный, с ним важно работать, если хочется в жизни что-то менять. Мой психолог говорит: состояние счастья — это естественное состояние человека. Человек рождается в этом состоянии. И чем менее человек счастлив, тем больше на нем опыта, запретов, отгораживающих счастье.
— И у вас есть рецепт счастья?
— Мое счастье в том, что не только в работе, а во всей жизни я делаю то, что люблю: обеспечиваю перевод между разными мирами. Внутренним миром людей, их целями, внешним поведением, результативностью в рамках профессиональной и личной деятельности; проектной и процессной деятельностью, ресурсами и целями.
— А можете рассказать историю из жизни, связанную с вашим профессиональным выбором, становлением?
— Поворотным для меня стало осознание: «То, как люди общаются с вами — это их карма. То, как вы реагируете — ваша». Мы, люди, на любом этапе нашей жизни «впитываем» чувства и модели поведения того, у кого учимся и с кем находимся. Бессознательно или нет, но мы берем у наших учителей, тренеров, руководителей, спутников огромный багаж, архив опыта, их убеждений, ценностей, чувств. И радостно несем это сами. Раньше я думала, что важны мои знания и опыт. Сейчас я понимаю, что не менее важным является то, какие чувства и убеждения я вкладываю в свои дела и слова. Я искала идеалы. А потом я поняла, что нет идеала, а есть гармония. Нет хорошего и плохого, есть то, что вызывает разные чувства и приводит к разным результатам.
— Чувства? А как же логика, прагматика, четкое планирование проектов? Не лучше ли избавиться от чувств, не мешают ли нам они в работе?
— Чувства — это ключевая составляющая нашей жизни. Мы живем в эпоху логики и мышления, большинство нашей деятельность связано с умом. Мы едим таблетки, чтобы «разогнать мозг», развиваем нейронные сети, и, кажется, очень мало внимания уделяем тому, чтобы развивать наше сердце. Но наши чувства окрашивают в свои цвета всю информацию, которая поступает в наш мозг. В этом смысле прав был Ницше, когда говорил, что нет фактов, есть интерпретации. Мы не оставляем чувства на входе в офис. Они с нами в каждый момент. Было бы легкомысленно считать, что их можно выключить.
— Как понимание того, что не только в личной жизни, но и в работе необходимо учитывать чувства, изменило вас?
— Раньше я думала о том, с какими людьми я хочу работать. Теперь я думаю, как им работается со мной. Мои убеждения, ценности, моя вера неотделимы от меня, что бы я ни делала, ужин или проект. И моя ответственность в том, чтобы в каждый момент сделать самое лучшее, что могу. Я думала, что главное — это цель, а сейчас понимаю, что главное — это путь. Я стремилась к идеалам, пока не поняла, что среди идеалов нет жизни. Жизнь не в идеализме, а в гармонии. Я была уверена, что самое важное, определяющее — это фокусировка. Я изо всех сил смотрела в самый лучший телескоп, пока меня не осенило, что за телескопом не вижу все остальное небо. Теперь я знаю, что важно уметь видеть ситуацию с разных сторон. Я думала, что должен быть самый лучший учитель, пока не поняла, что учитель — это весь мир, каждое событие, каждый встреченный человек.
— Но можно ли это знание приметить к проектному управлению?
— Конечно. Раньше я рассматривала события по отдельности, независимо друг от друга. Сейчас понимаю, что все связано. В буквальном смысле все и со всем. Нет отдельных областей, не связанных с другими. Все живет по общим законам закономерности и целесообразности. И если мы не видим связь, то это не значит, что ее нет или мы имеем дело с чудом. Нет чудес, есть разная степень знания. Раньше я думала, что я знаю, как правильно. Сейчас я понимаю, что я знаю, как бывает, и как может быть. Говорят «опыт — это умение вести себя в ситуациях, которые никогда не повторятся».
Когда я только начинала, мне все хотелось решить заранее. Сейчас я понимаю, что вольна выбирать. Мне нравится видеть и прошлый опыт, и его возможные будущие вариации, и выбирать вариант решения, наиболее всего подходящий сейчас.
В проектном управлении применимы те же принципы, что и в жизни: можно пытаться составить идеальный план проекта без оглядки на финансы компании, загрузку ресурсов, доступные мощности, внешнее окружение, и это будет прекрасный «сферический план в вакууме». Многие проекты планируются для идеального мира, как и многие люди живут в воздушных замках. Это не хорошо и не плохо. Вопрос только в количестве потерь, когда замок рушится и падает на своего создателя.
— А какими проектами вы гордитесь?
— Гордиться — это значит считать одни проекты более важными, чем другие? Я не могу так сказать. Каждый проект дал свое, был по-своему сложен, принес свой опыт, уроки и радость. У меня нет двух одинаковых проектов, чтобы можно было сравнить степень. Обычно впечатляет конкретика, цифры, масштаб. Но я уверена, что есть много прекрасных профессионалов, цифры в портфеле достижений которых более впечатляющие, чем мои. Кроме того, цифры никогда не скажут, каким опытом наполнился человек, пока «эти цифры» проходил.
Один из последних проектов, который я делала, — проект по изменению корпоративной культуры: в нем мне пришлось применить все мои знания из самых разных областей: за 1.5 года в работу включено 850 человек, это больше 400 малых групп, каждая из которых работала 2-3 месяца в ежедневном и еженедельном режиме над своим поведением, чтобы оно соответствовало ценностям и принятым способам поведения. Моей задачей было все это организовать (и все получилось чудесно благодаря всем, кто помогал), проводить тренинги для групп до 70 человек, и обучение новых участников, участвовать во встречах каждой группы раз в месяц, выступать коучем и психологом, адаптироваться к высокой физической и эмоциональной нагрузке. Было много сложных и интересных для меня задач: совмещение ролей руководителя проекта, тренера, коуча; найти комплекс упражнений, чтобы восстанавливать силы за 10 минут перерыва и быть одинаково энергичной в 9 утра и в 6 часов вечера; найти такой смысл в проекте, чтобы заряжать людей своей энергией и верой, ибо проект по изменению корпоративной культуры неотделим от веры той команды, которая культуру меняет. Люди не верят словам, которые говоришь им. Они верят чувствам, вложенным в слова, и делам. Поэтому я должна была быть личным примером кроме всего прочего.
А в целом я, пожалуй, искренне горжусь тем, что очень люблю свое дело и работаю в среде, где есть много тех, у кого можно и учиться. Мне нравится применять опыт одних отраслей к другим. Находить решение на стыке нескольких областей. В общем, мне нравится переводить с языка одних миров на языки других. И я горжусь тем, что хорошо это умею в множестве контекстов и отраслей.