От налаженной коммуникации зависит 90% успеха
Перед выступлением на конференции «Внедрение проектного управления» кандидат экономических наук, Президент Московского отделения PMI Мария Романова объяснила «на пальцах» специфику российского бизнеса в сравнении с зарубежным. И рассказала про мотивацию и контроль – основные слагаемые успешного проектного офиса.
— У вас есть какие-то профессиональные секреты, приемы, которые позволяют успешно реализовывать проекты?
— Первый мой инструмент – это коммуникация. Причём она должна быть выстроена на разных уровнях. На уровне конкретной команды и топ-менеджмента. От налаженной коммуникации зависит, на мой взгляд, 90 % успеха. Второй инструмент – это, как ни странно, жесткий контроль. Потому что в России невозможно управлять людьми, если не выстроить заранее жесткой иерархии, не установить правила, которые должны неукоснительно соблюдаться. А третий мой пункт – это вовлеченность проектного менеджера в сам процесс. Погружение в дело должно быть настолько максимальным, насколько это возможно. Если проектного менеджера уже не хватает, он выполняет слишком много дел и не справляется, то нужно, конечно же, применять инструменты делегирования ответственности, перераспределять задачи.
— Как вы считаете, должен ли проектный офис, кроме своих базовых функций, брать на себя дополнительные? Например, извлекать прибыль?
— Одна основных функций проектного управления – это контроль. А вот должен ли проектный офис приносить прибыль – это вопрос. Это в первую очередь зависит от ситуации. От самой компании. Если она коммерческая, то почему бы и нет? Но опять же это не обязательно. Подобных примеров, когда проектный офис помимо контроля процессов начинает приносить прибыль, немало на Западе. А вот в России такое встречается редко.
— Почему же так получается? В чем особенность отечественных компаний?
— В России очень мало бизнеса как такового. В сравнении с остальным миром. Поэтому у нас управленческий слой намного меньше. И ожиданий от него, соответственно, меньше. Управление проектами у нас по-прежнему востребовано и популярно только в строительстве, IT-технологиях, то есть в тех областях, где это естественным образом насущно и необходимо. Где просто не обойтись без четкого планирования. К тому же сейчас в России кризис, поэтому управление проектами как сфера деятельности сейчас тоже сокращается. В некоторых компаниях снижается численность проектов, урезаются бюджеты и доли проектного офиса.
— А почему это происходит?
— Компании стараются сохранить то, что у них уже есть сейчас. Стараются экономить. А если денег на развитие мало, то зачем тогда нужен проектный офис?
— Можете назвать несколько проектов, которые были, на ваш взгляд, наиболее интересными. Такими, что ими можно гордиться?
— Я скажу, что горжусь проектами, которые я делала в IBM. И считаю, что на культуру этой компании в России стоит равняться. Следующий проект – Олимпийский. Я участвовала в нем с самого момента создания. Это оргкомитет Сочи-2014. Конечно, в этот проект я вложила свою душу, можно сказать, что в нем есть кусочек меня, моего вклада. Но сейчас все по другому – кризис.
— А что по-другому?
— В российских компаниях сейчас практически мотивации. У многих не выстроена проектная мотивация. И все остальные инструменты – выстраивание отношений, делегирование ответственности, распределение на подкоманды – всего этого сейчас очень мало. Все это редко встречается. И говоря о мотивации, я не имею в виду даже бонусы, которые тоже важны. Я имею в виду общий настрой, понимание цели.
— И в чем же дело, кроме нехватки денег?
— У нас не хватает культуры. Часто в последний момент решают: ладно и так сойдет. А так, чтобы распланировать и какие-то потом вещи спрашивать – этого сейчас очень мало. Конечно, в России бизнес ограничен множеством ограничений, а правила постоянно меняются, но все-таки примерно на год выстраивать задачи вполне реально. И в рамках проекта разбить их выполнение на определенные этапы.
— Есть ли какие-то типичные ошибки при управлении проектами, которые могут привести к неудаче. К срыву сроков, например?
— Неудачи в проектах могут быть связаны с ошибками, которые были допущены на самых первых шагах. Поэтому первым нужно уделять пристальное внимание. Прорабатывать их. Во-вторых, может подвести система коммуникации, если она не настроена. В третьих, планирование. Ели оно не четкое, то это уже рискованно.