Проектный офис может не только контролировать, но и приносить деньги
Докладчик грядущей конференции «Внедрение проектного управления», эксперт в области эффективности, организационных изменений, проектного управления и качества Александр Сорокин рассказал о нетривиальных функциях проектного офиса.
— С какой темой вы будете выступать на грядущей конференции и почему именно ее выбрали для доклада?
— Тема, на мой взгляд, интересна и важна. Звучит она так – «Драйверы внедрения проектного управления». Мне кажется важным поговорить о том, каким может быть проектный офис. Очень часто мы слышим рассказы об успешных проектных офисах. Причём, успех измеряется в том, насколько эффективно администрируются процессы. И вместе с этим мы очень редко разбираем кейсы, в которых говориться о проектных офисах, которые, кроме своих базовых функций еще и приносят прибыль.
— То есть как прибыль? Разве это дело проектного офиса?
— Дело в том, что обычно проектный офис воспринимают как некий дополнительный отдел в организации, на который тратятся средства. И мало кто задается вопросом: а как сделать так, чтобы это подразделение само зарабатывало деньги. Вот об этом мне бы хотелось поговорить. Здесь есть еще один деликатный момент. Как правило, руководство самой компании даже не ставит проектному офису задачу по извлечению прибыли. Очень часто задача для проектного офиса формируется предельно узко – контролировать выполнение процессов, чтобы все было четко и по инструкции. Иногда, кстати, проектный офис начинает выполнять эту функцию контроля слишком буквально. И из-за этого, бывает, страдают все. А процессы замедляются. Снижается общая эффективность.
— Сложно было выбрать тему для доклада, подобрать практические примеры?
— Нет. Какой-то сложности при подготовке я не испытывал. Благо опыт всегда под рукой. Другое дело, что в своей работе я использовал примеры пятилетней давности. Но уверен, что мой кейс, который я представлю на конференции, актуален и сейчас.
— Что значит – эффективный, удачный проект? Есть ли критерии оценки?
— Критерии эффективности могут быть различны. Они, в том числе, зависят от масштабов проекта. Но базовые параметры, по которым можно анализировать, конечно же существуют. Прежде всего, в оценках нужно отталкиваться от технического задания. Чем четче оно составлено, тем точнее можно судить о конечном результате. Второй аспект – это затраченные ресурсы и сроки. Удалось ли уложиться в смету, и по времени, или нет.
— Можете ли вы назвать какие-то специальные личные, любимые приемы, которые вы используете в своей проектной деятельности?
— Каких-то особых секретов нет. В своей работе я использую все известные инструменты и методики. Просто все зависит от их правильного сочетания, которое опять же определяется конкретными задачами.
— Есть ли у вас проекты, которыми вы гордитесь?
— Есть опыт, которым можно гордиться. Точнее сказать, есть проекты, которые которые мне наиболее запомнились. Ведь проекты – это работа. И их у любого специалиста не один и не два. Их много. Но в памяти остаются, как правило, те, которые было сложно реализовывать, но на выходе результат получился даже выше, чем прогнозировалось. У меня это проекты для автомобильной индустрии - групп компаний Ford и GM, а так же сотрудничество с Huawei, Intel, Hewlett-Packard.
— Как вы пришли в проектное управление? К тому, чем занимаетесь сейчас?
— Моя история почти такая же, как и у всех. Первый свой опыт я получил в IT-проектах. Потом перешел в сферу организационного развития и проектного управления. И уже после начал разрабатывать проектные офисы, которые по своим задачам должны приносить прибыль компании, обретать сервисные функции.